0
Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u0328017/startin.bhb.uz/wp-load.php:1) in /var/www/u0328017/startin.bhb.uz/wp-content/plugins/wp-shop-original/wp-shop.php on line 16

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u0328017/startin.bhb.uz/wp-load.php:1) in /var/www/u0328017/startin.bhb.uz/wp-content/plugins/wp-shop-original/wp-shop.php on line 16
Возвращение инвесторов! — StartIn

Возвращение инвесторов!

Ахмет Демир: «Узбекистан был для нас сказкой»

16 сентября основатель Demir Holding, поделился своим опытом ведения бизнеса в Узбекистане. Он рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и о том, как получилось с ними справиться.

 

Прежде чем начать рассказ о своей деятельности в Узбекистане, Ахмет поделился историей о себе, о том, как стал бизнесменом и принципами, которым следует по сей день.

Что движет миллионами людей каждый день? У каждого есть свои идеи и планы, которые он пытается реализовать. Так и зарождается конкуренция: все хотят быть первыми. Но быть первым или вторым – это не самое главное. Важно найти свое место и не быть последним. Для этого нужно постоянно работать и принимать свой результат.

Семейное дело – железо
«Демир» с турецкого языка переводится как железо. Отец Ахмета, Рамазан Демир, всю жизнь занимался продажей арматуры. Сначала он покупал и перепродавал железо, затем занялся производством. Когда Ахмет был маленьким, после ужина за столом оставались брат, отец и он. Весь вечер они обсуждали бизнес, спорили о производстве, прибыли. Так уже в шесть лет Ахмет понял основы ведения бизнеса.

— Это мне очень помогло, сегодня мы можем быстро принять решение о том, стоит ли заниматься тем или иным бизнесом. Когда отец купил оборудование, мы стали производить барьерные ограждения для автомобильных дорог. Их покупало государство, я вел переговоры. Государству требовалась установка барьеров на отдаленных труднодоступных территориях, где не было ни воды, ни хлеба. Так мы начали заниматься планированием и логистикой. Никто нам никогда не объяснял, как это делать, сама жизнь научила. Мой отец никогда не сидел без дела. Если продажи не шли, он заставлял рабочую группу перетаскивать с места на место 500 тонн арматуры. Он объяснял, что если вы это сделаете, то сразу же появятся клиенты. И это работало: люди хотели отдыхать, а не делать эту тяжелую и бесполезную работу, и быстрее находили клиентов. Это очень действенный метод.

«Мы ничего не знали об Узбекистане»
В жизни Ахмета Демира большую роль сыграл президент Турции Халиль Тургут Озал. Ахмет и другие молодые бизнесмены часто участвовали в его конференциях. Когда в 1983 году Тургут Озал стал премьер-министром, на собраниях он рассказывал о том, как нужно работать, о важности экспорта.

— У нас было немного возможностей. Однажды Озал сказал, что в течении четырех-пяти лет не станет СССР. Мы подумали, что этого просто не может быть. Тогда он рассказал, что в СССР есть страны, где живет тюркский народ. Он говорил каждому из нас: «Ты поедешь в Казахстан, ты — в Кыргызстан». И каждый раз, когда он говорил: «Ты поедешь в Узбекистан», его взгляд останавливался на мне. Для нас эта страна была сказкой с лампой Алладина и летающими коврами. Мы ничего о ней не знали. Когда Узбекистан объявил о независимости, друзья начали мне звонить и полушутя рассказывали о том, что мой Узбекистан получил независимость. А я всё удивлялся, почему мой!

«Тот, кто однажды попробовал плов, начнет строить планы в Узбекистане»
Так Ахмет с друзьями решили отправиться в Узбекистан. Поехали на три дня и, несмотря на то, что было очень холодно, страна оставила хорошие впечатления.
— Мы жили в гостинице «Узбекистан». И как-то рано утром к нам постучался работник гостиницы и сказал: «Овқат тайёр, тушинглар!» («Еда готова, спускайтесь»). На турецком языке созвучное слово «avukat» переводится как адвокат. Я сильно удивился и долго объяснял настойчивому сотруднику, что нам не нужен адвокат. Благо пришел переводчик.
Ближе к обеду мы познакомились с узбекским пловом: тот, кто однажды попробовал плов, обязательно начинает что-нибудь планировать в Узбекистане.
У нас был портфель с разными предложениями на тот случай, если у нас спросят: «Это всё, что вы можете предложить?». Мы хотели построить здесь завод по производству барьерных ограждений, так как дороги требовали ремонта. Вторым предложением был сахарный завод. Я не знал, как работает сахарный завод, но был уверен, что смогу сделать проект, две недели изучал работу сахарной фабрики в Турции. Я до сих пор помню весь процесс.
Через 10-15 дней я вернулся в Ташкент, открыл свой офис, где каждый день обсуждались эти проекты, но безрезультатно. Только потом я понял, что мне из вежливости не хотели говорить, что в ближайшие три-пять лет сделки не будет.

Некрасивое мыло и хлопковое масло
Иногда вы безуспешно стучитесь в одну и ту же дверь, и вдруг рядом неожиданно открывается совсем другая. Так произошло и с Ахметом Демиром. Он не хотел возвращаться с пустыми руками домой, но при этом не знал города, языка и рынок. Так он пробыл в Ташкенте полгода.
— Я жил в гостинице: у меня были спальня, рабочий кабинет и зал. За это время я успел изучить рынок: что есть в бакалеях и на базарах. В магазинах не было практически ничего: плохая бумага, некрасивое мыло, масло только хлопковое. Так у меня появился миллион планов, но нужно было определиться с покупателем. Я решил попробовать: заказал два больших грузовика сладостей, вкусных макарон и других продуктов. В течение месяца я получил товар.
Всё это время я советовался с Центральным банком по поводу обмена рублей на доллары. Это было очень сложно сделать: никто не мог мне показать правильный способ. Товар я перепродал и получил много рублей. Появилась организация, которая согласилась на обмен валюты. Затем бизнес пошел вверх, постоянно увеличивались объемы. Вопрос с сахарным заводом и ограждениями не двигался с места, и я решил дальше заниматься торговлей. Несмотря на постоянные колебания валюты, общий баланс выходил неплохим.

Я скучал по турецким продуктам: брынзе, оливковому маслу, сладостям. И мы с друзьями решили в каждой фуре отводить место для своего любимого товара, неважно, продастся он или используем его сами – прибыль не была важна. Мы хотели открыть маленький магазинчик максимум на 100 кв. м, где могли бы продавать эти продукты для своего круга. Но в Ташкенте не было таких маленьких помещений. Тогда было решено открыть супермаркет не только для себя, но и для народа. Так как у нас была большая площадь, то мы решили занять ее часть фуд-кортом. Все думали, что люди не станут покупать гамбургер за $1, когда одна лепешка, скажем, стоила $0,2.

В первую ночь после открытия вокруг была тишина, на улицах никого. В Турции люди гуляют и покупают и днем, и ночью. Я стал переживать. Мы вложили $5-6 млн, а клиентов не было. Друзья говорили, что я стану банкротом. Всю ночь мы не спали. Но в 10 часов утра пришло много народу, а через полтора часа нам пришлось позвать милицию для сдерживания толпы. Люди начали скупать продукты коробками из-за боязни, что завтра ничего не останется.
Всегда есть выход
Ажиотаж и хороший оборот, как кажется на первый взгляд, всегда только в плюс. Но бывает и иначе. Настал момент, когда мясо в Mir Store закончилось, несмотря на то, что цены были выше, чем на базаре.
— Очередь за мясом растянулась на 100-200 метров. Чтобы решить проблему с нехваткой мяса, я обратился в госорганизацию, занимающуюся этим товаром. Проблема состояла в том, что никто не хотел продавать нам перечислением. Наличности у нас не было, так как каждую ночь деньги отправляли в банк. В госучреждении нам посоветовали получить квоту, чтобы приобрести мясо. Для этого нужно было иметь свой мясокомбинат. Наша компания нашла на бирже мясокомбинат в Чирчике. Мы его приобрели и получили квоту. Но, несмотря на это оказалось, что мяса нет, оно кончилось. Тогда нам посоветовали приобрести колхоз и разводить собственный скот. Мы не могли сказать покупателям, что мяса просто нет. Поэтому мы купили колхоз и вложили в него $3,5 млн. В течение шести месяцев средства кончились, но у нас было много коров. Иногда успеха проще добиться не тому, кто много знает, а тому, из кого бьет ключом энергия и молодость. Мы никогда не были в убытке.

Нужно стремиться вперед
Если вы чувствуете и любите свою идею, то обязательно добьетесь успеха. Команда Ахмета Демира никогда не теряла лица, всегда с позитивом смотрела на все ситуации.
— Мы любили Узбекистан, несмотря на то, что наша родина – Турция. Работали с удовольствием, любили народ и своих друзей. Нужно всегда смотреть в сторону новых возможностей, думать, как увеличить прибыль. Нужно искать потенциал в будущем, обращать внимание на высокие технологии, а не засиживаться в сельском хозяйстве. Но не нужно забывать и про традиции. В Стамбуле есть старинная компания Haci Bekir, которая продает лучший рахат-лукум в Турции. Эта компания существует уже 240 лет. Таких примеров в мире очень мало. У них стабильное производство, килограмм продукта стоит за $15-50 в зависимости от вида.
В начале сентября Demir Holding получил от государства разрешение на реконструкцию гостиницы «Чорсу», вокруг которой будет построен туристический комплекс «Эски шахар» с фуд-кортами, зелеными зонами и мастерскими ремесленников. Проект планируется закончить через два года, а пока Ахмет Демир с командой заняты созданием турецкого ресторана, где будет представлено все разнообразие блюд, приготовленных шеф-поварами из Турции.
Ахмет Демир: «Узбекистан был для нас сказкой»
16 сентября в образовательном центре Alpha Education Ахмет Демир, основатель Demir Holding, поделился своим опытом ведения бизнеса в Узбекистане. Он рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и о том, как получилось с ними справиться.
Прежде чем начать рассказ о своей деятельности в Узбекистане, Ахмет поделился историей о себе, о том, как стал бизнесменом и принципами, которым следует по сей день.

Что движет миллионами людей каждый день? У каждого есть свои идеи и планы, которые он пытается реализовать. Так и зарождается конкуренция: все хотят быть первыми. Но быть первым или вторым – это не самое главное. Важно найти свое место и не быть последним. Для этого нужно постоянно работать и принимать свой результат.
Семейное дело – железо
«Демир» с турецкого языка переводится как железо. Отец Ахмета, Рамазан Демир, всю жизнь занимался продажей арматуры. Сначала он покупал и перепродавал железо, затем занялся производством. Когда Ахмет был маленьким, после ужина за столом оставались брат, отец и он. Весь вечер они обсуждали бизнес, спорили о производстве, прибыли. Так уже в шесть лет Ахмет понял основы ведения бизнеса.
— Это мне очень помогло, сегодня мы можем быстро принять решение о том, стоит ли заниматься тем или иным бизнесом. Когда отец купил оборудование, мы стали производить барьерные ограждения для автомобильных дорог. Их покупало государство, я вел переговоры. Государству требовалась установка барьеров на отдаленных труднодоступных территориях, где не было ни воды, ни хлеба. Так мы начали заниматься планированием и логистикой. Никто нам никогда не объяснял, как это делать, сама жизнь научила. Мой отец никогда не сидел без дела. Если продажи не шли, он заставлял рабочую группу перетаскивать с места на место 500 тонн арматуры. Он объяснял, что если вы это сделаете, то сразу же появятся клиенты. И это работало: люди хотели отдыхать, а не делать эту тяжелую и бесполезную работу, и быстрее находили клиентов. Это очень действенный метод.

«Мы ничего не знали об Узбекистане»
В жизни Ахмета Демира большую роль сыграл президент Турции Халиль Тургут Озал. Ахмет и другие молодые бизнесмены часто участвовали в его конференциях. Когда в 1983 году Тургут Озал стал премьер-министром, на собраниях он рассказывал о том, как нужно работать, о важности экспорта.
— У нас было немного возможностей. Однажды Озал сказал, что в течении четырех-пяти лет не станет СССР. Мы подумали, что этого просто не может быть. Тогда он рассказал, что в СССР есть страны, где живет тюркский народ. Он говорил каждому из нас: «Ты поедешь в Казахстан, ты — в Кыргызстан». И каждый раз, когда он говорил: «Ты поедешь в Узбекистан», его взгляд останавливался на мне. Для нас эта страна была сказкой с лампой Алладина и летающими коврами. Мы ничего о ней не знали. Когда Узбекистан объявил о независимости, друзья начали мне звонить и полушутя рассказывали о том, что мой Узбекистан получил независимость. А я всё удивлялся, почему мой!

«Тот, кто однажды попробовал плов, начнет строить планы в Узбекистане»
Так Ахмет с друзьями решили отправиться в Узбекистан. Поехали на три дня и, несмотря на то, что было очень холодно, страна оставила хорошие впечатления.
— Мы жили в гостинице «Узбекистан». И как-то рано утром к нам постучался работник гостиницы и сказал: «Овқат тайёр, тушинглар!» («Еда готова, спускайтесь»). На турецком языке созвучное слово «avukat» переводится как адвокат. Я сильно удивился и долго объяснял настойчивому сотруднику, что нам не нужен адвокат. Благо пришел переводчик.
Ближе к обеду мы познакомились с узбекским пловом: тот, кто однажды попробовал плов, обязательно начинает что-нибудь планировать в Узбекистане.
У нас был портфель с разными предложениями на тот случай, если у нас спросят: «Это всё, что вы можете предложить?». Мы хотели построить здесь завод по производству барьерных ограждений, так как дороги требовали ремонта. Вторым предложением был сахарный завод. Я не знал, как работает сахарный завод, но был уверен, что смогу сделать проект, две недели изучал работу сахарной фабрики в Турции. Я до сих пор помню весь процесс.
Через 10-15 дней я вернулся в Ташкент, открыл свой офис, где каждый день обсуждались эти проекты, но безрезультатно. Только потом я понял, что мне из вежливости не хотели говорить, что в ближайшие три-пять лет сделки не будет.

Некрасивое мыло и хлопковое масло
Иногда вы безуспешно стучитесь в одну и ту же дверь, и вдруг рядом неожиданно открывается совсем другая. Так произошло и с Ахметом Демиром. Он не хотел возвращаться с пустыми руками домой, но при этом не знал города, языка и рынок. Так он пробыл в Ташкенте полгода.
— Я жил в гостинице: у меня были спальня, рабочий кабинет и зал. За это время я успел изучить рынок: что есть в бакалеях и на базарах. В магазинах не было практически ничего: плохая бумага, некрасивое мыло, масло только хлопковое. Так у меня появился миллион планов, но нужно было определиться с покупателем. Я решил попробовать: заказал два больших грузовика сладостей, вкусных макарон и других продуктов. В течение месяца я получил товар.
Всё это время я советовался с Центральным банком по поводу обмена рублей на доллары. Это было очень сложно сделать: никто не мог мне показать правильный способ. Товар я перепродал и получил много рублей. Появилась организация, которая согласилась на обмен валюты. Затем бизнес пошел вверх, постоянно увеличивались объемы. Вопрос с сахарным заводом и ограждениями не двигался с места, и я решил дальше заниматься торговлей. Несмотря на постоянные колебания валюты, общий баланс выходил неплохим.

Я скучал по турецким продуктам: брынзе, оливковому маслу, сладостям. И мы с друзьями решили в каждой фуре отводить место для своего любимого товара, неважно, продастся он или используем его сами – прибыль не была важна. Мы хотели открыть маленький магазинчик максимум на 100 кв. м, где могли бы продавать эти продукты для своего круга. Но в Ташкенте не было таких маленьких помещений. Тогда было решено открыть супермаркет не только для себя, но и для народа. Так как у нас была большая площадь, то мы решили занять ее часть фуд-кортом. Все думали, что люди не станут покупать гамбургер за $1, когда одна лепешка, скажем, стоила $0,2.
В первую ночь после открытия вокруг была тишина, на улицах никого. В Турции люди гуляют и покупают и днем, и ночью. Я стал переживать. Мы вложили $5-6 млн, а клиентов не было. Друзья говорили, что я стану банкротом. Всю ночь мы не спали. Но в 10 часов утра пришло много народу, а через полтора часа нам пришлось позвать милицию для сдерживания толпы. Люди начали скупать продукты коробками из-за боязни, что завтра ничего не останется.

Всегда есть выход
Ажиотаж и хороший оборот, как кажется на первый взгляд, всегда только в плюс. Но бывает и иначе. Настал момент, когда мясо в Mir Store закончилось, несмотря на то, что цены были выше, чем на базаре.
— Очередь за мясом растянулась на 100-200 метров. Чтобы решить проблему с нехваткой мяса, я обратился в госорганизацию, занимающуюся этим товаром. Проблема состояла в том, что никто не хотел продавать нам перечислением. Наличности у нас не было, так как каждую ночь деньги отправляли в банк. В госучреждении нам посоветовали получить квоту, чтобы приобрести мясо. Для этого нужно было иметь свой мясокомбинат. Наша компания нашла на бирже мясокомбинат в Чирчике. Мы его приобрели и получили квоту. Но, несмотря на это оказалось, что мяса нет, оно кончилось. Тогда нам посоветовали приобрести колхоз и разводить собственный скот. Мы не могли сказать покупателям, что мяса просто нет. Поэтому мы купили колхоз и вложили в него $3,5 млн. В течение шести месяцев средства кончились, но у нас было много коров. Иногда успеха проще добиться не тому, кто много знает, а тому, из кого бьет ключом энергия и молодость. Мы никогда не были в убытке.

Нужно стремиться вперед
Если вы чувствуете и любите свою идею, то обязательно добьетесь успеха. Команда Ахмета Демира никогда не теряла лица, всегда с позитивом смотрела на все ситуации.
— Мы любили Узбекистан, несмотря на то, что наша родина – Турция. Работали с удовольствием, любили народ и своих друзей. Нужно всегда смотреть в сторону новых возможностей, думать, как увеличить прибыль. Нужно искать потенциал в будущем, обращать внимание на высокие технологии, а не засиживаться в сельском хозяйстве. Но не нужно забывать и про традиции. В Стамбуле есть старинная компания Haci Bekir, которая продает лучший рахат-лукум в Турции. Эта компания существует уже 240 лет. Таких примеров в мире очень мало. У них стабильное производство, килограмм продукта стоит за $15-50 в зависимости от вида.
В начале сентября Demir Holding получил от государства разрешение на реконструкцию гостиницы «Чорсу», вокруг которой будет построен туристический комплекс «Эски шахар» с фуд-кортами, зелеными зонами и мастерскими ремесленников. Проект планируется закончить через два года, а пока Ахмет Демир с командой заняты созданием турецкого ресторана, где будет представлено все разнообразие блюд, приготовленных шеф-поварами из Турции.